О реализации проекта «Навигаторы детства» и работе советника в образовательном учреждении
Ведущий специалист по реализации проектов и программ в сфере патриотического воспитания граждан ФГУП Росдетцентр Елена Семенова
Прежде всего,
хочу выразить благодарность всем вам – администрации школы, учителям, детям, родителям
и вашему советнику директора за реализацию проекта «Навигаторы
детства» в прошлом учебном году
Я
хотела бы остановиться на некоторых акцентах, обозначенных министром
просвещения С.С. Кравцовым в ходе недавнего Всероссийского совещания с
региональными министрами образования, региональными координаторами проекта
«Навигаторы детства» и председателями Движения первых.
Президент
России обозначил четкий посыл в развитии системы воспитания нашей страны.
Основной целью является личность, воспитанная в духе традиционных, присущих
российскому обществу ценностей.
Исходя
из этого посыла, сегодня выстраивается вся система воспитания в России. В
ближайшие годы основные акценты в развитии системы воспитания будут сделаны на
формирование единого образовательного и воспитательного пространства
образовательных организаций, формированию единых подходов к организации
воспитательной работы, патриотическом воспитании подрастающего поколения.
И
не случайно, что основная роль в этом процессе отводится советнику директора по
воспитанию и взаимодействию с детскими общественными организациями.
Если
говорить кратко, то роль советника по воспитанию в образовательной организации
заключается как раз в том, чтобы анализировать имеющуюся инфраструктуру
воспитания и своевременно информировать руководство школы о необходимости
внедрения тех или иных форм работы с детьми, а также внедрять единые подходы к
воспитательной среде.
Проект
«Советник директора по воспитанию» является одним из флагманских проектов
Минпросвещения России. Практика реализации проекта показала, что это действительно
так. С началом реализации проекта в Чувашской Республике активность школ резко
возросла. Это отмечают дети, педагоги, руководители органов управления
образования.
Чувашская Республика приступила к реализации проекта с
1 сентября 2022 года. Курирующим органом, осуществляющим управление проекта,
является Министерство образования Чувашской Республики. Ресурсный центр проекта
расположен на базе «Чувашского республиканского института образования.
В 2022 году ваша
школа, наряду с другими школами Чувашской Республики, стала пилотной площадкой
по внедрению должности советника директора по воспитанию и взаимодействию с общественными организациями.
Основная задача советника по воспитанию - предложить ребенку как можно больше активностей - разнообразных событий, мероприятий и конкурсов, чтобы выявить сферу интересов и вовлечь в социально значимую деятельность.
Модель управления проектом на
данный момент выглядит так. В настоящее время для
эффективной реализации проекта выстроена следующая управленческая модель: на
уровне образовательной организации – Советник участвует в реализации программы
воспитания; на уровне муниципалитета – муниципальный координатор оказывает
организационную и методическую помощь Советникам; на уровне региона – созданы
региональные ресурсные центры, обеспечивающие взаимодействие с федеральным
офисом проекта.
В арсенале советника директора по воспитательной работе и
взаимодействию с общественными организациями много интересных воспитательных
практик. Одной из них являются концепции «Дни единых действий». Цель данной
воспитательной практики: формирование личности учащихся на основе
патриотического воспитания.
Практика «Дней единых действий» уникальна тем, что в основе
её мероприятий используется календарь памятных дат и событий утверждённый
министерством просвещения РФ. Мероприятия проводятся не только Всероссийского
назначения, но и Международной значимости. Концепции мероприятий
разрабатываются в различных форматах. Это акции, уроки мужества, викторины, квесты,
квизы, интерактивные игры, линейки, мастер-классы и многие другие формы
мероприятий. Привычные календарные даты становятся осмысленными для школьников, а участие в
акциях дает детям возможность проявить свои творческие и организаторские способности
Помимо ДЕД, прошли такие яркие акции и мероприятия:
Акции «Талисман Добра» (талисманы для военнослужащих
СВО), «Внуки по переписке» (Письма. Открытки в дома престарелых г.Саратов,
д.Кшауши), «Подари Улыбку детям» (посещение волонтерами дс с театрализованным
представлением), «Свеча Памяти», «Огонь Памяти», «Новогодние окна», «Новогодний
подарок сироте», «А ты записался в волонтеры», Чистые пруды», «Молодежь за ЗОЖ»
. «Дети – детям» и мн.др.
Важно, что во всех мероприятиях советник по воспитанию
совместно с педагогами задействует
детей разных возрастных групп, начиная от начальной школы и заканчивая старшеклассниками. Все дети с большим удовольствием и желанием участвуют в акциях.
В 2022 году
мы подали заявки на долгосрочный, масштабный Всероссийского уровня проект: «Орлята России» - программа
развития социальной активности учащихся начальных
классов, заявка также одобрена. В данном проекте от нашей школы участвуют начальные
классы. В течение
учебного года участники
проходят обучение по образовательным
трекам – творческим заданиям для коллективного выполнения. Каждый трек заканчивается значимым
всероссийским мероприятием для всех участников Программы (онлайн игра,
онлайн экскурсия, онлайн мастер-класс и т.д.). Совсем скоро в школе пройдет
торжественная церемония посвящения наших детей начального звена в Орлята.
Кроме
Дней единых действий и «Разговоров о важном», которые относятся к обязательному
массовому привлечению обучающихся, советники привлекают детей и к активностям
разных направленностей. И вот тут советник директора выступает в роли
наставника и проводника в «пространство» проектов и программ.
Российский
детско-юношеский центр предлагает ряд проектов, это:
1.
Всероссийский
проект «Лига вожатых». Реализуется в
рамках федерального проекта «Развитие системы поддержки молодежи» в рамках
национального проекта «Образование».
Цель:
Создание открытого сообщества для подготовки вожатых России новой формации.
2.
Всероссийский
проект «Добро не уходит на каникулы». Конкурс реализуется
с целью создания эффективной системы развития добровольчества (волонтерства) в
общеобразовательных организациях и повышения уровня мотивации обучающихся,
педагогов и родителей к участию в добровольческой (волонтерской) деятельности.
Участие принимают обучающиеся в составе группы от 4 дот 15 человек плюс
педагог-наставник.
В период летних каникул проводиться Всероссийский конкурс
индивидуальных проектов.
В дальнейшем школа будет также принимать участие во
всевозможных акциях РДДМ и днях
единых действий, т.к. все это способствует всестороннему развитию детей и их познавательным процессам в школе.
Важнейшей
задачей Советника является развитие воспитательной среды
образовательной организации. Совместно со штабом воспитательной работы школы Советники
сопровождают создание и развитие
школьных театров, школьных спортивных клубов, школьных музеев, медиацентров,
добровольческих отрядов, киноклубов, туристических клубов,
военно-патриотических клубов и отрядов ЮНАРМИИ, вожатских отрядов школьников,
отрядов юных инспекторов дорожного движения, первичных отделений РДДМ «Движение
первых».
Росдетцентр не единственная площадка, где можно, а главное нужно
принимать участие. Список программ и
проектов на этом не ограничивается.
Федеральный орган исполнительной власти в России,
осуществляющий функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным
имуществом в сфере государственной молодёжной политики, реализации мероприятий,
направленных на обеспечение здорового образа жизни молодёжи, нравственного и
патриотического воспитания и на содействие реализации молодёжью своих
профессиональных возможностей. С мая по октябрь 2023 года Росмолодежь провели 25
форумов, в том числе и конкурс грантов в разных направлениях. Молодежь от 14 до
35 лет включительно имеют возможность проявить себя и реализовать свои мечты
через гранты.
Обратите внимание и на мероприятия
и конкурсы и других наших партнеров
Вывод. В заключение хочется отметить, что на нас
педагогов, возложена ответственная миссия – развитие личности ребенка. Это
бесконечный и многогранный процесс. В процессе творческой деятельности у
школьника появляется возможность увидеть мир по-новому, открываются
безграничные возможности самовыражения и самореализации. От степени развития
творческих способностей во многом зависит восприятие мира школьником, ощущение
себя в нем. В процессе творческого преобразования своего мира школьник узнает и
начинает лучше понимать себя, непрерывно растёт и меняется, повышается
мотивация к обучению, занятию спортом, творчеством.